Новости

Выступление учителя МБОУ Гимназия Суковатициной Любови Викторовны на семинаре "От смыслового чтения к итоговому сочинению"

Стратегии ТЕКСТОВОЙ деятельности

Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что вполне достиг цели.

                                         И.В.Гёте



  1. «Чтение в кружок»
  2. «Чтение про себя с вопросами»
  3. «Чтение про себя с пометками»
  4. «Собери рассказ» ИЛИ «Монтаж»
  5. Пирамида фактов
  6. Дерево вопросов
  7. Знаю-хочу узнать-узнал
  8. Тонкие и толстые вопросы
  9. Бортовой журнал
  • Ромашка Блума- ромашка вопросов
  • Следуйте за персонажем книги
  • Зигзаг
  • Мозайка
  • Обзор и другие



 

Г.В.Пранцова, Е.С.Романичева «Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом»

 

Стратегия «Чтение с остановками»

 Основная цель данной стратегии - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста.

По результатам исследования Международной ассоциации чтения, проведенного в 2006-2007 году, данная стратегия была признана учителями многих стран одной из самых эффективных в работе со слабочитающими детьми.

 

Рассказ «Первоклассник». Мария Дурикова.

Предтекстовые вопросы:

Приходилось ли вам когда-нибудь идти в новую школу? Что вы при этом чувствовали? Как это происходило?

 

Читаем текст

В один прекрасный день в начале нового учебного года в школу пришёл отец и направился прямо в кабинет директора.

—    Вы примите моего сына в первый класс? Я уже обращался по этому вопросу в шесть школ, но туда его не приняли.

        А почему его не приняли? В чём дело? — спросил директор.

СТОП



  1. 1.                       Почему, по вашему мнению, мальчика нельзя записать в школу? В чём проблема? Почему вы так думаете? Теперь дочитайте до сле­дующей части, чтобы понять, в чём состоит проблема.



—                     Ну, мой сын слишком большой, он не может сидеть в классе.

—                     Так он может сидеть в коридоре.

—                     Он не помещается в коридоре, — ответил отец.

—                     Тогда мы посадим его в спортивном зале.

—                     Но он не поместится в спортивном зале, — с грустью ответил отец.

—                     Ну, тогда извините, дорогой отец, мы, видимо, тоже не сможем принять вашего сына, — ответил директор.

—                     Я понимаю ваши причины, но, пожалуйста, постарайтесь по­нять и мои причины, — защищался отец. — Вы понимаете, мой Павко — школьник и он должен ходить в школу. Кроме того, я не могу до­пустить, чтобы он не получил образования. И у меня нет денег, чтобы платить штраф.

СТОП



  1. 2.                       Вы учились? Как, по-вашему, чувствует себя Павко? А как чув­ствует себя отец? В какой стране происходит действие? Что, по-вашему, произойдёт дальше? Разрешит ли директор приходить Павко в школу? Если да, то где он будет сидеть в школе? Теперь про­читайте следующую часть текста, чтобы узнать, что случилось дальше.



Наконец, они согласились записать Павко в школу. Он будет си­деть в школьном дворе и смотреть в класс через окно, чтобы увидеть, как проходят все уроки. Когда наступит зима, Павко будет продол­жать сидеть в школьном дворе. На него наденут меховую шубу, а на ушах у него будут наушники, поскольку окна, естественно, будут за­крыты. Для того чтобы писать и рисовать, Павко сможет положить маленькую доску на колени.                                                 

На следующее утро Павко пришёл в школу. Сидя в школьном дво­ре, он нарочно переминался с ноги на ногу, и голова его достигала трубы на крыше. Когда дети видели Павко, они забегали в классы и выглядывали из окон. Павко Дебнарик заглядывал в окна. Он хотел узнать, в каком он классе. Изумлённые дети таращили на него глаза, но в целом вели себя тихо. А Павко? Он просто смотрел на них.

СТОП



  1. Ну, что вы теперь думаете по поводу решения директора запи­сать Павко в школу? Выйдет ли из этого что-нибудь или нет? Поче­му «да» и почему «нет»? Что, по вашему мнению, подумают другие школьники о Павко? Что вы почувствовали, если бы за вашим окном в классе сидел великан? Что, по вашему мнению, чувствует Павко? Продолжаем читать.



Вдруг из окна первого этажа раздался девчачий голос:

—                     Ты из первого класса?

—                     Я? — спросил Павко и слегка нагнулся, чтобы увидеть, кто с ним разговаривает. — Да, я из первого класса, — кивнул он и улыбнулся этой смелой маленькой девочке.

У неё было круглое лицо, забавный маленький носик и тёмные волосы.

—                     Я тоже первоклассница, и меня зовут Ветка, — сказала девочка.

—                     Мне папа вчера читал сказку. В этой сказке рассказывалось о добром великане. А ты тоже добрый великан?

Павко Дебнарик снова кивнул, но сразу понял, что у него нет до­казательств того, что он добрый. Он поднатужился и начал думать. Ветка видела, как в его больших глазах мелькнула мысль.

СТОП



  1. 5.                       Как вы думаете, что теперь сделает Павко? Вы думаете, что он хороший великан или плохой? Как это можно доказать? Теперь до­читайте рассказ до конца, чтобы узнать, чем всё это закончилось.



Затем он поднял руку и коснулся леса. Когда он поднёс руку к зда­нию школы, стало видно, что в его руке находится белка. Он поднёс её к окну и передал Ветке.

—                     Белка! Какая прелесть! — закричала маленькая девочка. — А ты не найдёшь для неё шишку?

Павко Дебнарик снова протянул руку. Он дотянулся до вершины сосны, сорвал несколько шишек и показал их ребятам. Дети пришли в восторг. Они перестали его бояться. Страх исчез, потому что они узнали, что хотя Павко и был великаном, но он не причиняет вреда никому, даже белке.

Дети каждую перемену все вместе играли. Когда они играли в золо­тые ворота, Павко был воротами. Когда они играли в футбол, он был вратарём. Ему легко было быть вратарём. Он протягивал ладонь и за­крывал половину ворот. Затем он протягивал другую руку и закрывал все ворота. Ему только было жаль, что он не может играть в прятки. Он был всем сразу виден.

Вскоре дети перестали играть в прятки, потому что им было не ин­тересно играть без Павко Дебнарика.

Все дети хотели с ним дружить. Но его самым дорогим другом была, как вы знаете, круглолицая Ветка с забавным маленьким но­сиком и тёмными волосами. Та маленькая девочка, которая впервые с ним заговорила.

Мы должны добавить: Павко Дебнарик хорошо учился, и каждый день он получал пчёлку в своей школьной тетради (пчёлка в словац­ких школах эквивалент звёздочке в российских школах).



  1. Что, по вашему мнению, чувствуют Павко и другие дети? Что сейчас чувствует отец Павко?



Вопросы для обсуждения:

—                     Павко сильно отличается от остальных детей. Как вы думаете, что он ощущал, будучи другим?

—                     Оказывались ли вы когда-нибудь в ситуации, когда вы отлича­лись от других людей? Как вы себя тогда чувствовали?

—                     Что вы думаете об этом рассказе?

—                     Какая проблема поставлена в этом рассказе? Что автор хотел сказать детям и взрослым?

Содержит ли эта история поучительный урок для вас? В чём он состоит? Почему вы так думаете?

 

Стратегия «Диалог с автором»

Разбиваем текст на абзацы, ставим вопрос к каждому абзацу, записываем его в среднюю колонку. Учащиеся читают текст, отвечают на вопрос, в правой фиксируют свои наблюдения, прогнозы, выводы.

А.П.Чехов «С женой поссорился»

 

Диалог с автором

Наблюдения, прогнозы и выводы читателя

— Чёрт вас возьми! Придешь со службы домой голодный, как собака, а они чёрт знает чем кормят! Да и заметить еще нельзя! Заметишь, так сейчас рев, слезы! Будь я трижды анафема за то, что женился!

Какой диалог мог предшествовать этой реплике? Чем недоволен муж?

 

Сказавши это, муж звякнул по тарелке ложкой, вскочил и с остервенением хлопнул дверью. Жена зарыдала, прижала к лицу салфетку и тоже вышла. Обед кончился.

Почему в рассказе не описана ссора с женой, хотя именно это событие, судя по заголовку, должно быть изображено? Ссора состоялась. Как поведёт себя муж дальше?

 

Муж пришел к себе в кабинет, повалился на диван и уткнул свое лицо в подушку.

Какие чувства испытывает муж? Будет ли что-то сказано о жене?

 

«Чёрт тебя дернул жениться! — подумал он. — Хороша „семейная“ жизнь, нечего сказать! Не успел жениться, как уж стреляться хочется!»

Кем недоволен муж?

 

Через четверть часа за дверью послышались легкие шаги…

В кабинет идёт жена?

 

«Да, это в порядке вещей… Оскорбила, надругалась, а теперь около двери ходит, мириться хочет… Ну, чёрта с два! Скорей повешусь, чем помирюсь!»

Что испытывает муж? Готов ли он к примирению?

 

Дверь отворилась с тихим скрипом и не затворилась. Кто-то вошел и тихими, робкими шагами направился к дивану.

Почему автор не говорит, кто вошёл? Как чувствует себя вошедший?

 

«Ладно! Проси прощения, умоляй, рыдай… Кукиш с маслом получишь! чёрта пухлого! Ни одного слова не добьешься, хоть умри… Сплю вот и говорить не желаю!»

Почему автор не говорит, кто вошёл?

 

Муж глубже зарыл свою голову в подушку и тихо захрапел. Но мужчины слабы так же, как и женщины. Их легко раскислить и растеплить. Почувствовав за своей спиной теплое тело, муж упрямо придвинулся к спинке дивана и дернул ногой.

Почему молчит жена, если она пришла мириться? Как реагирует на её появление муж?

 

«Да… Теперь вот мы лезем, прижимаемся, подлизываемся… Скоро начнем в плечико целовать, на колени становиться. Не выношу этих нежностей!.. Все-таки… нужно будет ее извинить. Ей в ее положении вредно тревожиться. Помучу часик, накажу и прощу…»

Почему молчит жена, если она пришла мириться? Как реагирует на её появление муж?

 

Над самым ухом его тихо пролетел глубокий вздох. За ним другой, третий… Муж почувствовал на плече прикосновение маленькой ручки.

Почему всё-таки молчит жена?

 

«Ну, бог с ней! Прощу в последний раз. Будет ее мучить, бедняжку! Тем более, что я сам виноват! Из-за ерунды бунт поднял…» — Ну, будет, моя крошка!

Что же будет дальше?

 

Муж протянул назад руку и обнял теплое тело.

Муж протянул назад руку и обнял теплое тело.

 

— Тьфу!!.

Не жена?

 

Около него лежала его большая собака Дианка.

Почему же муж принял собаку за жену?

 

Стратегия «Ориентиры предвосхищения книги»

(на примере рассказа Н.И.Ильиной

«Клетки для Герасима. Записки молодой учительницы»)

До чтения произведения обучающиеся читают суждение и записывают своё мнение (суждение может отражать проблему текста).

После чтения произведения заполняется 3 графа.

Если у ребят есть расхождения с точкой зрения автора, необходимо это обсудить и выяснить причину.

Суждение

 

Моё мнение

Мнение автора

Дисциплина на уроке очень важна

 

 

 

Невозможно перепутать книгу по кулинарии и методическое пособие по литературе

 

 

Нельзя прерывать монолог учителя, даже если слышишь речевую ошибку, и исправлять его

 

Ученики очень быстро подстраиваются под стиль учителя

 

Если следовать методическим рекомендациям, как вести урок, то он обязательно будет удачным и результативным

 

Методическое пособие по литературе может стать источником комического

 

Стратегия «Линии сравнения ИЛИ антиципация»

Антиципация (лат. anticipatio) – это предвосхищение, предугадывание содержания

До чтения обучающиеся читают утверждения и отмечают слева заранее составленное представление о чём-либо, используя следующие значки:

«++» - согласен полностью,

«+» - согласен частично,

«-« -не согласен

После чтения текста выясняем, изменилась ли точка зрения, объяснить почему.

До чтения

 

Линии сравнения

После чтения

 

Дисциплина на уроке очень важна

 

 

 

Невозможно перепутать книгу по кулинарии и методическое пособие по литературе

 

 

Нельзя прерывать монолог учителя, даже если слышишь речевую ошибку, и исправлять его

 

 

Ученики очень быстро подстраиваются под стиль учителя

 

 

Если следовать методическим рекомендациям, как вести урок, то он обязательно будет удачным и результативным

 

 

Методическое пособие по литературе может стать источником комического

 

 

Стратегия

«G — S — R» (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)

Известный филолог М.Гаспаров говорил, что «понять текст-это значит быть в состоянии пересказать текст своими словами. Восприятие и понимание – разные вещи: мы воспринимаем в тексте больше, чем можем пересказать, но понимаем только то, что можем пересказать. Пересказ- это экзамен на наше понимание текста».

Умение составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста.

Данная стратегия может быть использована и на этапе после чтения текста, носит пошаговый характер, интегрирует умения чтения и ведения записей, учит всем трём видам пересказа текста одновременно, демонстрируя разницу между ними (то есть является стратегией сжатия текста).

Цель данной стратегии — научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.



  1. Ознакомительное чтение текста и деление его на смысловые отрывки (как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста)
  2. Постановка 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому смысловому отрывку.
  3. Заполнение таблицы:



в первую колонку надо записывать обобщающие вопросы,

во вторую — ключевые слова из текста,

в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки.

Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.

 

План в вопросах

Ключевые слова

(основные мысли)

Индивидуальные слова

(детали)

1.

2.

3.

4.

Аннотация (о чем?)

Краткий пересказ /

реферат

(что говорится?)

Пересказ



  1. Составление трех вариантов текста.



Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во 2 и 3 колонке.

 Для краткого — необходимы слова из колонки № 2.

Для аннотации - обобщённые вопросы к тексту из колонка № 1

В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пересказ легко — все слова используются, лишних не остаётся. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов.

Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ.

Занятие лучше начинать с более лёгкого вида задания — полного пересказа.

Подготовка аннотации — следующий шаг стратегии. Эту работу следует выполнять либо в конце занятия, после полного или краткого пересказа, либо в начале. Начинать работу с аннотации можно только после накопления определённого опыта использования данной стратегии.



  1. Ментальные карты (интеллект-карты)


Презентация доступна по ссылке: https://yadi.sk/i/kIGf9cWO3Jsbqg