Новости

Унификация теоретической информации учебника в виде схем, графиков, таблиц на уроках русского языка. Практика ведения тетради для теории

Сегодня мне хотелось бы поговорить и о практике, и о теории. Точнее о том, как на уроках практическим путем преобразовать теоретическую информацию учебника в такой вид, чтобы ребёнок его понимал и пользовался. А на книжном рынке сегодня большой выбор учебной литературы. Учителя часто сталкиваются с тем, что приходит время менять такой уже привычный учебно- методический комплекс на что-то новое, современное. Как правило, эти учебники яркие, информация в них представлена красочно. Даже для старших классов авторы стараются украсить материал всевозможными картинка и увлекательными рубриками. Как правило, теоретический материал в учебниках нового типа расположен так, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и формулировал правила. И в этом случае учителя сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, ребенок не всегда способен добыть ту самую формулировку правила.

Давайте посмотрим на доску. Это одно и то же правило, представленное в советском учебнике 1964 года и современном (умолчим об авторстве).

Какое из них понять проще? Или вот еще пример.

Рассматривается правило «Прописная буква в именах собственных». В правиле обозначен лишь один аспект, это правописание имен и фамилий. Далее на нескольких страницах даются сноски «Обратите внимание», где поясняются остальные пункты правила. А что, если ребёнок не обратит внимание? Да, одна из главных задач сегодня – научить ребёнка быть самостоятельным, добывать нужную информацию. Но как в данном случае должен рассуждать ученик? Что здесь важное, а что второстепенное? Что стоит выучить, а на что лишь стоит обратить внимание?

Для преодоления этой проблемы учителя используют различные приёмы смыслового чтения, многие из которых были сегодня представлены. Правило сформулировано, но памяти хватает ненадолго, и через месяц нам снова приходится перелистывать страницы учебника для повторения необходимой информации. И здесь ребенок уже один на один с теорией.

Поскольку учитель сегодня часто сталкивается с подобными проблемами, ему нужно сделать так, чтобы ребенок не только заучил правило, но и умел им успешно пользоваться. Преобразование материала из сплошного текста учебника в графически оформленное правило позволит ребенку визуализировать информацию, отмести ненужное и сконцентрироваться на сути. Схемы, таблицы, кластеры, ментальные карты, диаграммы отлично подходят для оформления правил по русскому языку.

 К примеру, правило «Не с разными частями речи». Рассматривается оно постепенно, по мере изучения частей речи. Но, когда мы доходим до правописания не с причастием, информацию по правописанию не с прилагательными необходимо актуализировать. Приходится снова вспоминать правило (ведь прилагательные мы изучаем задолго до причастий), разграничивать прилагательные и причастия, чтобы не возникало путаницы, и снова все по кругу на следующий учебный год. Выход из этой ситуации я вижу в ведении тетрадей для теории. В пятом классе дети заводят такую тетрадь, преимущественно общую, и приносят ее каждый урок для записи информации. Тетрадь сохраняется на долгие годы так же, как и все записанные в ней правила русского языка. Изначально, чтобы мотивировать детей к такой работе, я оцениваю ведение теории, отмечаю нестандартный подход к оформлению правил. Здесь ребята вольны писать чернилами любых цветов радуги, могут делать зарисовки, помогающие в ассоциациях. Затем дети уже не мыслят работы без них. Позабыл правило – подсмотри.

Итак, как облегчить жизнь ребёнку в освоении правил русского языка? Этим вопросом задались советские и российские лингвисты и все сделали до нас. Давайте посмотрим на оформление правил из учебного пособия «Грамматика русского языка для 5-6 классов» под редакцией Льва Владимировича Щербы.

Правило оформлено в таблицу. Формулировки четкие, примеры яркие, исключения продемонстрированы. Информация дана в готовом виде. А что если дать ребенку такую таблицу, но с пропуском пунктов правила, пусть поразмыслит и поработает исследователем.

Пишется н

Пишется нн

1.____________________________________

Юбилей-юбилейный

Роскошь – роскошный

2. Суффиксы -___-, -____-

Глина- глиняный

Серебро- серебряный

Конопля- конопляный

3. Суффикс -___-

Пчела- пчелиный

Соловей- соловьиный

4. ___________________________________

Юный, румяный, синий, зелёный, пряный

____________________ (разряд)

 Бараний, свиной

5. Краткие прилагательные

Исключения:____________________________

_______________________________________

1. Образовано от ________________ с основой на н

______________ - инстинный

______________ - отчаянный

2. Суффиксы -______-, -______-

Солома- соломенный

Оппозиция- оппозиционный

3. Отпричастные прилагательные с приставкой

Позолоченный, выкрашенный, ___________

4. Отпричастные прилагательные на –ованный, -еванный

Балованный

Корчёванный

5. ____________________________________

Туманная даль – даль туманна

Законное требование - __________________

6. Краткие отглагольные прилагательные

Образованные, воспитанные дети – дети ___________, воспитаны.

Исключения:___________________________

В данной таблице большое количество информации. Но на первом этапе изучения темы, можно взять за основу таблицу из пособия М. Ю. Никулина «Русский язык в схемах и таблицах».

Мы с детьми подошли к этому вопросу иначе и составили опорную схему наподобие этой.

Здесь ребенок пошагово выясняет суть правила, видит все нюансы и обладает информацией полностью. Опорные схемы удобны при изучении многоаспектного противоречивого правила. Например, «Н и нн в суффиксах прилагательных и причастий».

Интересный подход к оформлению теоретической информации в пособии для учителей «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку» под редакцией Н. М. Лебедева. Автор предлагает использовать универсальный лингвистический тренажер – круг.

Для того, чтобы сэкономить время на уроке, я заранее делаю заготовки. Например, в 5-7 класса при изучении различных частей речи подойдет универсальная таблица ментальной карты. Как-то с ребятами мы составляли резюме имени прилагательного.

Правила морфологического разбора мы оформляем либо в виде таблицы, заполняя пропуски, либо в виде памятки. Дети сами дают себе советы, как действовать. То же и со склонением числительных или синтаксическим разбором предложения. Но стараюсь сделать так, чтобы дети не просто заполнили пробелы, а у них была мотивация, поэтому превращаю поиск информации в игру. Например, устраиваем соревнования команд. Выигрывает та команда, игроки которой первой добрались до финиша и заполнили все пропуски, или подошли к оформлению своих работ креативно.  

Тетрадь для теории – это не просто страховка на случай, если ребенок забыл правило, это творческий процесс, каждодневный труд. Используя приемы преобразования большого текста правила учебника в интересную и понятную таблицу, схему, диаграмму, школьник учится именно добывать знания, и делает это с куда большим удовольствием, чем если бы просто заучивал.