Новости

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ «УРОКА ОДНОГО СЛОВА» (ПО Т.Ф. НОВИКОВОЙ)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ «УРОКА ОДНОГО СЛОВА»

(ПО Т.Ф. НОВИКОВОЙ)

 



  1. Представление «слова-темы». Записи на доске, использование наглядности, видео- и компьютерных средств (презентация) и др.
  2. Постановка цели, мотивационный момент. Создание ситуации заинтересованности: «Знаете ли вы, что...?», «Зачем это нужно знать?», «Когда слово – золото...», «Незнакомое в знакомом» и др. Постановка «вопроса самому себе», выбор «самозадания» на урок.
  3. Создание проблемной ситуации. Формулирование (самими учениками или учителем) проблемного вопроса по «слову-теме». Представление слова в необычном контексте. Мини-викторина, экспресс-тест, конкурс «Кто больше?» и т. п.
  4. Этимологическая страница. Сведения о происхождении, историческом пути слова в форме комментариев и пояснений, обращение к этимологическим словарям, сообщения в оригинальной форме с помощью приемов «Слово и история», «Этимологический этюд», «В глубь слова» и др.
  5. Лексикографическая страница. «Слово в словаре» (работа со словарями): установление значений слова, сопоставление лексикографической информации по разным словарям, сравнение объема словарной статьи в толковом словаре, в специальных словарях и энциклопедиях.
  6. Культуроведческая страница. Воссоздание культурного фона слова. Метаморфозы значения и смысла слова в истории и культуре. Углубление сведений об истории, изменениях в лексическом значении, трансформациях графического, фонетического облика слова. Обращение (в связи с историей слова) к событиям в истории и культуре своей страны, других стран, цивилизации в целом.
  7. Литературная страница. Поиск, подбор, систематизация литературного и фольклорного материала, иллюстрирующего функционирование слова в текстах, контекстные приращения значения и смысла слова.
  8. Презентация слова. Составление сценария презентации слова перед аудиторией. Подбор иллюстративного материала (естественной наглядности, репродукций, видеоматериалов, музыкального фона), подготовка компьютерной презентации, инсценировки, ролевая игра, чтение наизусть стихов, лирических зарисовок и т. п.
  9. Анализ текста. Методика «Слово в тексте»: анализ текста/контекста, в котором представлено слово-ключ: составление цепочки ключевых слов, построение синквейна, организация самодиалога с текстом по предложенным или самими учениками сформулированным вопросам, составление словаря, примечаний к тексту, формирование тематического тезауруса, подготовка комментариев к тексту и т. д.
  10. Этап творческой (проектной) работы. Написание сочинения-рассуждения по тексту, эссе по ключевому слову; систематизация материалов для письменного оформления проектного задания/лингвокультурного проекта, творческое задание (иллюстрирование, ассоциативный эксперимент, подражание, стилизация, пародия и др.).