Новости

Приемы развития смыслового чтения на предтекстовом этапе работы с произведениями школьной программы по литературе как средство подготовки к итоговому сочинению

А. Р. Осауленко,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой

Приемы развития смыслового чтения на предтекстовом этапе работы с произведениями школьной программы по литературе как средство подготовки к итоговому сочинению (на примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», романов «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева)

Предтекстовый этап работы с произведением, пожалуй, самый важный, потому что именно  он формирует интерес обучающихся к содержанию. На этом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социо-культурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом - создание доброжелательной атмосферы в классе, поэтому учитель на предтекстовом этапе должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым создавая положительную мотивацию.

При изучении больших произведений предтекстовый этап особо важен, так как для более глубинного понимания смысла текста необходимо рассмотреть историческую эпоху, экстралингвистические факторы, сформировать интерес к дальнейшему чтению.

Сегодня мы рассмотрим самые большие по объёму произведения школьной программы, примеры из которых наиболее часто встречаются в итоговых сочинениях выпускников. «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети» содержат в себе, пожалуй, весь спектр проблем, встречаемых в направления ИС.

Первоначально, перед изучением всех этих произведений, можно провести работу с заголовками. Все они построены на основе антитезы. И ко всем из них применим прием «Ассоциативный куст». Дети приводят ассоциации к противопоставленным понятиям, формируют первичный образ произведения, анализируют полученные результаты.

Кроме того, традиционной стала работа по определению многозначности слова «мир». Для этого обучающиеся обращаются к толковому словарю, анализируют и сравнивают словарные статьи.

МИР, -а, мн. -ы, -ов, муж.


  1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.
  2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры.
  3. ед.Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).
  4. Объединённое по каким-н.признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.
  5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.
  6. ед.(пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.
  7. (пред.на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.).
  • Всем миром(разг.) все вместе, сообща.


На миру и смерть красна (посл.) всё можно перенести не в одиночку, вместе с другими.

Не от мира сего о человеке, не думающем о практической стороне жизни, не приспособленном к жизни.

По миру (пойти, пустить, ходить) о нищенстве.

В иной мир (уйти, переселиться) (устар.) умереть.

Сильные мира сего (устар. и ирон.) люди, занимающие высокое положение в обществе.

| уменьш. мирок, -рка, муж. (к 5 знач.разг.). Замкнутый м.

| прил. мировой, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.) и мирской, -ая, -ое (к 6 и 7 знач.). Мировое пространство. Мировое сообщество. Мирская жизнь. Мирская молва что морская волна (посл.).


  1. МИР, -а, муж.
  2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить мир на Земле.
  3. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.
  4. Спокойствие, тишина (высок.). М. полей. М. вашему дому! М. праху его(добрые слова об умершем).
  • С миром отпуститького дать кому-н. уйти спокойно.


| прил. мирный, -ая, -ое. Мирное время. М. договор. М. труд [2].

 

Необходимым является освещение исторических реалий 19 века. Так, например, перед изучением романа-эпопеи «Война и мир» мы предлагаем изучить историческую справку о войне 1812 года, либо рассмотреть характеристику русской армии, написанную английским офицером Р. Вильсоном в 1810 году или выдержку из донесения М. Б. Барклая де-Толли Александру I о необходимости поднятия дисциплины (приложение 1).

Непосредственно перед изучением романа можно предложить детям следующий вид работы: одна группа анализирует текст о светских салонах 19 века, а вторая изучает памятку «Правила поведения в салоне» (приложение 2). Выделив наиболее важные моменты, дети делятся информацией, отвечают на главные вопросы: «Что же такое салон?», «Какова их цель?», «Кто посещал салоны?».

 

Прежде чем приступить к чтению романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» мы предлагаем следующую работу: детям предоставляется фрагмент из «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. [4] и статья 105 УКРФ [5]. Задаем проблемный вопрос: «Ребята, скажите, какое наказание должен был понести человек, совершивший двойное убийство, в 19 веке и в наши дни?». Дети анализируют, выявляют нужную информацию, отвечают. А затем задаем говорим, что вместо 20 положенных, герой нашего произведения получает лишь 8 лет каторжных работ. Тем самым мы пробуждаем в детях интерес к скрупулёзному изучению всех нюансов преступления Раскольникова и  смягчающих обстоятельств, к которым привело раскаяние героя.

В романе "Преступление и наказание" главный герой Родион Раскольников пробует себя в качестве литератора и однажды пишет очень любопытную статью под названием "О преступлении". Эту статью он посылает в одну из петербургских газет. Мы представляем детям содержание этой статьи еще до изучения романа и просим составить психологический портрет ее автора (приложение 3).

До изучения романа «Отцы и дети», мы считаем целесообразным дать обучающимся материал словарной статьи о нигилизме и попросить составить портрет нигилиста.

Нигилизм

(латинское "nihil", "ничто")

1) отрицание онтологического бытийного основания в разных явлениях;

2) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил распространение после появления романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). В русской публицистике 19 в.: у «охранителей» - бранная кличка; у революционных демократов - название участников демократического и революционного движения 1860-х - нач. 1870-х гг., отрицавших крепостнические традиции [3].

В качестве межпредметного домашнего задания можно попросить детей составить несплошной текст в форме линии времени, охватывающую 60-70-е годы 19 века.

Применимыми для всех этих произведений могут быть, кроме того, такие приемы, как «Знаю-хочу узнать-узнал» (работу по нему можно вести на протяжении всего времени изучения текста), глоссарий (многие слова в тексте детям не понятны, однако словарем при прочтении они пользуются крайне редко, поэтому целесообразно дать им значение этих понятий до изучения призведения), «Верите ли вы?», «Ориентиры предвосхищения», «Плюс-Минус-Интересно», «прогноз по заголовку». Если вы уверены, что все дети прочли произведения, то можно применить прием «Верные – неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы», «Вопросы для припоминания». Главное на предтекстовом этапе создать мотивационную базу, ориентиры, по которым ученики продолжат свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 


  1. «Выписка из книги «Краткие замечания о свойстве и составе русского войска», сочиненной английским офицером сером Робертом Вильсоном». СПб., 1812, стр. 11–14.
  2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.
  3. Политическая наука: Словарь-справочник сост. проф пол наук Санжаревский И.И. 2010
  4. Российское законодательство Х-ХХ веков. Том 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://музейреформ.рф/node/13654 (дата обращения: 8.11.2020)
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: - URL: https://www.rf-uk.ru/ (дата обращения: 6.11.2020)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Английский офицер Р. Вильсон о русских солдатах

Пехота вообще составлена из людей атлетического (самого крепкого) сложения от 18 до 40 лет, одаренных великою силою, но ростом вообще не высоких. Вид их и строение тела совершенно воинские; они привычны ко всем переменам погоды и нуждам, к самой худой и скудной пище, к походам днем и ночью, к трудным работам и тягостям; упорно храбры, удобно возбуждаются к славным подвигам, преданы своему государю, начальникам и отечеству; набожны, но не помрачены суеверием; терпеливы и сговорчивы, они соединяют всю силу характера необразованного народа со всеми преимуществами просвещенного.

Недостатки, приписываемые российскому войску, суть токмо последствия несовершенной военной системы, а не личной неспособности воинов. Сила их требует только направления, а храбрость — опыта. Природа одарила их самыми лучшими существенными способностями к военным действиям. Для устройства сего войска не нужен творческий гений, но нужен порядок в управлении и искусство в начальстве.

Штык есть истинное оружие русских. Одни англичане могут спорить с ними о исключительном праве на сие оружие. Но поелику русский солдат выбирается из большого числа народа с великим вниманием к его телесным качествам, то и полки их должны иметь гораздо большее превосходство.

Храбрость русских в поле беспримерна. Но движения их войска, не соответствующие русским правилам войны и тактике Суворова, дают предприимчивому и даже слабейшему неприятелю все выгоды, происходящие от расстройства свойственного им военного порядка; самое трудное дело для человеческого ума (в 1807 г.) состояло в том, чтоб управлять русскими во время отступления. Когда ген. Беннигсен, стараясь избегнуть нападения неприятеля, ретировался от Янкова во время темных ночей польской зимы, то, несмотря на превосходство французских сил, простиравшихся до 90 тыс. человек, негодование русских солдат было столь дерзко, требование сражения столь сильно и неотступно и начавшийся от того беспорядок сделался столь велик, что ген. Беннигсен принужден был обещать исполнить их требование.

Русский, приученный с самых молодых лет считать русских за народ первый в свете, почитает самого себя членом необходимо нужным в составе непреоборимого государства. Суворов знал сей образ мыслей и, пользуясь оным, достигал с самыми малыми способами блистательнейших успехов; и хотя он менее дорожил человеческою кровью, чем его предшественники, но солдатами был любим, как отец; и народная гордость, равно и личное к нему удивление столь много его возвеличили, что Суворов поныне признается божеством, присутствующим при их сражениях. Известный состав его армии, малозначащее число солдат ее, внутренние препятствия, всегда ему встречавшиеся, в самом деле возвышая достоинство подвигов его, дают ему все право на имя первейшего военачальника, какой когда-либо существовал в свете [1].

 

Приложение 2

 

Салон графа Ивана Ивановича Шувалова

     Первым в истории России литературным салоном, возникшим в Петербурге 50-х годов XVIII в., считают салон графа, генерал-адъютанта и известного политического деятеля своего времени Ивана Ивановича Шувалова (1727-1797). Зарождение салона Шувалова тесно связана с французской традицией салонной культуры[1]. Образование высших сословий приобретает более светскую, салонно-аристократическую направленность, придворные развлечения все больше ориентируются на Версаль. В кругах высшего общества начинают распространяться французский язык и французская мода.

Салон Елизаветы Михайловны Хитрово

     В петербургском обществе в подражание обществу парижскому появились дамы высшего круга, которые отличались в свете своей роскошью, красотой, положением и умом. Примером типичного великосветского салона может служить салон Елизаветы Михайловны Хитрово, урожденной Кутузовой[1].

     По отзывам современника В.А. Соллогуба, салон Елизаветы Михайловны был самой оживленной, эклектичной петербургской гостиной. Сама Елизавета Михайловна обладала в высшей степени светскостью, приветливостью, изысканной и той всепрощающей добротой, которая только встречается в настоящих больших барынях[9]. Словом «эклектизм» Соллогуб выражает то же, что, гораздо точнее, в другом месте говорит П.А. Вяземский о салоне графини Фикельмон (не отличавшемся от салона Е.М. Хитрово), называя его «европейско-русским» и отмечая, что «в нем и дипломаты, и Пушкин были дома»

Салон графа Михаила Юрьевича Виельгорского

     Одним из самых приятных домов Петербурга первой половины XIX века был дом графа Михаила Юрьевича Виельгорского (1788-1856), у которого по вечерам были прекрасные квартеты. Граф, сам был большой музыкант и композитор. Он страстно любил музыку и собирал у себя лучшие музыкальные силы столицы как из числа дилетантов, так и из профессиональных артистов и певцов. Все заграничные музыкальные знаменитости, приезжавшие в Петербург, в первую очередь являлись к графу, все считали за особую честь для себя не только быть принятым на его музыкальных вечерах, но и принимать в них участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

"Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово." (часть 3 глава V)   "...первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными." (часть 3 глава V) "Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю с моей статье об их праве на преступление..." (часть 3 глава V) "Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют..."

(часть 3 глава V)