Новости

От теории к практике: приемы работы с несплошными текстами на уроках английского языка

                                                                                             Г.Р.Шарафутдинова,

                                                                                  учитель английского языка

                                                                    МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой

 

От теории к практике: приемы работы с несплошными текстами

на уроках английского языка

Аннотация. Формирование функциональной грамотности обучающихся, является одним из ключевых вопросов развития образования. Способность читать и полноценно воспринимать информацию, предоставленную нам окружающим миром, является на сегодняшний день ключевой. Автор рассматривает различные приемы, направленные на развитие универсального навыка функциональной грамотности – смыслового чтения, посредством работы с несплошными текстами, преимущественно с рисунками и фотографиями, которые могут быть применены как на уроках иностранного языка, так и в других предметных областях.

Ключевые слова: функциональная грамотность, несплошные тексты, приемы.

Главной задачей при подготовке к урокам сегодня, является формирование функциональной грамотности обучающихся, составляющие которой можно представить в виде плодового дерева. Как и любое растение, оно нуждается в качественном уходе. Обучающемуся, приходящему на урок к учителю, также необходимы прочные знания, умения и навыки. И только четко продуманная, хорошо организованная работа учителя, использующего современные приемы, даст хорошие плоды, то есть образованных, успешных обучающихся, способных легко взаимодействовать с социумом.

Если проанализировать КИМы итогового собеседования по русскому языку и устного экзамена по английскому, то мы увидим, что у учителей филологов - одна общая цель: научить обучающихся грамотно излагать свои мысли. Оба испытания направлены на то, чтобы выпускник мог правильно описывать внешность людей, передавать словами их настроение, атмосферу происходящего и даже порой додумывать сюжетную линию, например, при ответе на такие вопросы, как:


  • В чем заключается преимущество активного отдыха?
  • Какое фото в альбоме ты хранишь?
  • Почему решил показать это фото другу?


Формирование навыков устного высказывания - это каждодневный кропотливый труд, совместный труд, учителя и обучающегося. И чтобы это работа не стала монотонной, мы, учителя, вынуждены находиться в постоянном поиске новых, эффективных приемов. Даже когда кажется, что наступило «педагогическое выгорание», наши новые стандарты, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, исследования PISA в буквальном смысле заставляют нас заменить приставку «Вы-» на «За-», и мы вновь «загораемся».

Как писал  К.Д.Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Для того, чтобы педагог в нас не просто жил, а еще был креативным, талантливым, имел высокие результаты собственные и детские, чтобы преподавание для него было искусством, необходимо постоянно черпать что-то новое. Для этого мы делимся друг с другом своими наработками, методами и приемами эффективного обучения.

Некоторые из таких приемов работы с несплошными текстами могут быть применимы не на каких-то отдельных уроках, но и полноценно функционировать во всем учебном процессе школьников. Например, приём «Верите ли вы, что …?». Рассмотрим его на примере несплошного текста входного билета в кино (рис. 1).

Задание для обучающихся: «Изучи текст, определи правильность\неправильность утверждений и обоснуй свою точку зрения:


  1. You can go to this movie any time.
  2. More than two people can use this ticket.
  3. It starts at 8 o’clock in the morning.
  4. This ticket was sold in June.
  5. The person who had this ticket was in the USA in 2013».


 

Рис 1. Пример несплошного текста (входной билет в кино)

 

Отвечая на поставленные вопросы, ученик должен не просто ориентироваться на готовые сведения, он должен добыть информацию из несплошного текста билета. Кроме того, имеет значение то, как сформулированы вопросы. Можно задать прямой вопрос, ответ на который будет виден сразу, а можно попытаться запутать невнимательных учеников, что повысит концентрацию и внимательность.

Ещё один приём, на который следует обратить внимание, «Шаг за шагом». Для того чтобы узнать важную и нужную информацию о каком-либо событии, явлении, личности, обучающийся шаг за шагом «выуживает» факты из несплошного текста, формирует свое мнение об объекте изучения, а иногда формулирует вопросы, ответы на которые необходимы для восстановления полной картины. Пример несплошного текста для данного приема представлен на рисунке 2. Задание для обучающихся: «Изучи текст и позвони на информационной столик музея или парка, и узнай интересующую тебя информацию».

Рис. 2. пример несплошного текста.

Эффективный прием для подготовки к устному собеседованию - «Туристическая сказка» или «Коллекционер». Специфика проста: обучающиеся приносят тарелки или магниты с мест отдыха и делятся своими впечатлениями. Для помощи в повествовании можно на доске представить вопросы, например:

- в городе какого государства ты был?

- в каком году осуществил путешествие?

- кто был в твоей компании?

- с какой целью было посещено это место?

- с какими достопримечательностями ты познакомился?

И т.п.

Прием «Найди сходства и различия» способствует развитию критического мышления и коммуникативной компетенции. Работа может осуществляться одним учеником, или высказывание может быть дополнено наблюдениями одноклассников. Особо привлекают внимание фотографии давно знакомых мест, то, что ребята видят ежедневно, но на чем порой не заостряют внимание. Так на уроке английского языка в среднем звене используем фотографии родной Гимназии, но в разные периоды года (рис. 3).

 

Рис. 3. Фотографии МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой

 

Главное – поставить перед детьми задачу, не просто тезисно выявить сходства и различия, а оформить связное выскказывание.

С большим интересом дети относятся к использованию на уроках приема «Разыскивается». На экране или доске развешаны различные фотографии. Обучающимся предоставляется описание людей, по которым они должны узнать человека, которого разыскивают. Причем в описании зачастую представлены не только явные внешние качества субъекта, а род занятий, характер, семейное положение. Ребенок предполагает, кто же является этим человеком, и должен обосновать свой ответ объективными тезисами.

 

 

Рис. 4. Пример фотографии для приема «Разыскивается»

 

Прием «Tic-Tac-Toe». Правила игры основываются на классической игре в «крестики- нолики». Представлено поле из девяти ячеек (рис. 5), под которыми скрываются определенные задания или слова. Игроку нужно объяснить данное слово и описать с помощью него соседа, или составить предложение. Если это ученику удается, то в нужной ячейке он ставит знак своей команды. 

Рис. 5. Прием «Tic-Tac-Toe»

 

Чтобы быть с обучающимися «на одной волне», добиться их расположения, нужно погрузиться в современную среду. Изучив социальные сети, мы пришли к выводу, что Инстаграм отлично подходит для развития коммуникативных навыков наших школьников. Используя прием «Инстакарты» (рис. 6), просим школьников описать фотографию, определить, нравится ли это место людям, кого оно привлекает. По комментариям можно увидеть, какое настроение вызывает у людей то или иное место, здание, ситуация.

 

 

Рис. 6. Прием «Инстакарты»

 

Существует множество приемов работ с такими картами


  • можно брать в качестве warm-up
  • составлять истории с помощью изученных выражений
  • оформить пост
  • снять сторис (попросить описать дорогу, настроение по дороге в школу)
  • ассоциации (показываем картинку и просим brainstorm associations как lead in в тему)
  • picture shift ( пускаем по кругу карточки даем classroom language)
  • storytelling (берем несколько фото, которые нужно связать сюжетом)
  • drawing(слушаю+рисую)( работаем в парах, один описывает картинку, второй рисует, потом сравниваем)


Все, наверное, помнят свои уроки английского языка, когда приходилось зазубривать топики. Я- да! И была всегда против этого, но контроль монологического высказывания по теме еще никто не отменял. К счастью, я нашла выход, это презентация в стиле Pecha-kucha. Что же такое? Прием «Pecha- kucha» в переводе с японского – «бла- бла- бла», «болтовня» или «звуки беседы».

Как я применяю этот метод: каждая тема модуля в учебнике разбита на подтемы, каждая подтема - слайд презентации. Отрабатываем лексику, клише, вопросы, грамматические конструкции. Закрепляем. Слайд готов. Слайды сменяются автоматически. В результате сказано самое важное. Обычно это 5-6 слайдов.

 Моя задача-четко нацелить детей на говорение по плану темы, что необходимо при сдаче государственных экзаменов.

Как сделать урок интересным для ребенка? Как сделать урок эффективным? Как в процессе урока подготовить ученика к успешной сдаче экзамена? Каждый учитель ищет ответы на эти вопросы. На мой взгляд, разнообразие уроков, повышение эффективности подготовки обучающихся к устным государственным экзаменам обеспечивает многообразие используемых приемов. Ребенок должен быть включен в образовательную деятельность по собственному желанию. А это возможно только в том случае, если ему действительно будет интересно, если он будет идти на урок с предвкушением и незнанием того, что же сегодня произойдет. В завершение процитирую слова американского философа и педагога Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».