Новости

Мастер- класс "Развитие метапредметных универсальных учебных действий посредством работы с несплошными текстами на уроках русского языка как способ подготовки к ГИА"

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 В федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и  среднего  образования указываются требования к результатам освоения основной образовательной программы. Среди метапредметных результатов особое место занимает готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников.

         Общеизвестно, что работа с текстами является одним из основных видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся. Она применяется в тестовых заданиях  ОГЭ и ЕГЭ.

        Сравните изображения на слайде и скажите, можно ли утверждать, что оба изображения являются текстами.  Это тоже тексты, только несплошные.

       К сплошным текстам относят художественные и технические описания, повествования, объяснения, инструкции и др. Поиск информации в таком тексте облегчается за счет шрифтовых и цветовых выделений, знаков и символов аппарата ориентировки учебных изданий

      Формы несплошных текстов весьма разнообразны: расписания, графики, таблицы, диаграммы, карты, картинки, библиографические каталоги, опросники, анкеты, билеты, определители, дидактические карточки и т. д. Учащиеся могут одну и ту же информацию извлекать из разных сплошных и несплошных текстов-высказываний.

     Конечно, все мы прекрасно знаем, что такое несплошные тексты. Знаем, как работать с ними, и, я просто уверена, что все присутствующие в этой аудитории, не раз на своих уроках использовали такой вид работы. Конечно, ведь несплошные тексты компактнее, чем сплошные, а информация в них передаётся не только словесным способом. На наших уроках дети читают и составляют таблицы, графики, схемы, опорные конспекты. Иллюстрация с подписью в учебнике – тоже несплошной текст, который помогает усвоить новый материал. Поэтому  разнообразное использование несплошных текстов на уроках русского языка, на наш взгляд, помогает развивать читательские умения, ведь дети учатся читать задание, понимать, о чём говорится прямо, а о чём в неявном виде (правильно всё понял – правильно выполнил задание!); самостоятельно создавать несплошной текст, переводить информацию из одной формы в другую,  уметь из несплошного текста, таблицы, схемы, кластера строить своё устное связное высказывание, а это и есть важнейшие, базовые  универсальные действия, которые помогают  работать с информацией: читать и разбираться в содержании любого текста.


  1. Например, на уроках русского языка, изучая тему «Н и НН в прилагательных», я предлагаю детям такой вид работы. На доска черчу таблицу и говорю, что состоит она из двух столбцов. Вы прочитаете правило в учебнике и заполните эту таблицу. Иногда, если класс сильный, можно дать просто пустую без столбцов таблицу и предложить детям самим доработать её. Ребята работают с учебником, читают правило, распределяют информацию, а в итоге получается конспект правила.
  2. Также при изучении темы «Не с причастиями» можно сделать следующую работу: предлагаю детям прочитать предложения и обратить внимание на написание не в разных предложениях. Ребята читают, делают выводы о слитном и раздельном написании не в предложениях с причастиями. А потом я прошу составить опорный конспект. Получается что-то примерно так.
  3. Незаменимым, мне кажется, приёмом в работе со сплошными и несплошнвми текстами будет использование кластера на уроке русского языка, этот прием можно использовать, скажем, при изучении темы «Основные признаки текста». Постепенно, шаг за шагом, изучая материал, дети на уроке составляет кластер, который в конце урока может выглядеть так. Также при изучении темы, например, «Глагол» даю такое задание: «Составит кластер». Дети читают параграф в учебнике и составляют кластер самостоятельно.
  4. Незаменимым, на мой взгляд, при изучении темы «Производные предлоги» является прием использования картинок, скажем, таких. Детям очень сложно дается эта тема. Понять разницу между омонимичными частями речи для многих бывает трудно, а использование этих картинок помогает: ребята наглядно видят разницу между написанием слов и понимают, что зависит она от смысла. Эту работу можно продолжить и предложить самим нарисовать картинки, используя слова: не смотря на и несмотря на, на счет и насчет, в заключении и в заключение.


    Такая работа с несплошными текстами- это лишь малая часть всего того, что мы используем на уроках русского языка, но вся эта работа направлена лишь на одно- на успешную сдачу экзаменов. И использование схем, таблиц, кластеров, опорных конспектов, конечно же, помогает при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

    Нельзя обойти и вниманием ещё один вид работы, который проверяется на экзаменах, - это составление собственного высказывания в письменной форме, т.е. сочинения, которое является ничем иным, как сплошным текстом. И если из сплошного, дети очень часто на наших уроках переделывают тексты в несплошные, то обратный процесс переделки является затруднительным. Сегодня мы с вами будем работать как раз над этой проблемой. Мы возьмём три разновидности несплошных текстов: текст-схема, текст-таблица и текст-диаграмма. Задача: извлечь как можно больше фактической информации из данной таблицы (схемы, диаграммы) и переработать ее в сплошной текст. Мы решили использовать тексты, включающие сведения из других областей знаний, ведь мы взрослые люди, филологи, поэтому и задачу для вас мы усложнили, взяв тексты из не столь близких вам областей знаний. Мы даем вам несколько минут, на составление ваших высказываний, а потом кто-нибудь из вашей группы прочитает нам один из текстов.

   Также при подготовке к ЕГЭ в 11 классе можно использовать следующее задание: дать плакат «Книжный рынок в России и в мире»  и попросить ребят,  определив проблему, написать сочинение.

    Этот вид работы, конечно, сложнее, чем предыдущие, и это понятно, потому что отработку практических умений и навыков по работе с несплошными текстами мы осуществляем на протяжении всего изучения курса русского языка, соблюдая правило - от простого к сложному. Но вся наша работа направлена на одно: успешную сдачу ГИА нашими учениками. Это своего рода путь, который проходят учитель и ученик до конечной и самой важной точки своего путешествия по трудной дороге знаний – экзамена. Как этот путь успешно пройти, как довести своего ученика до успеха в финальном испытании? Конечно же, трудиться и еще раз трудиться, а работа со сплошными и несплошными текстами на уроках русского языка – это один из способов достижения конечной цели.

 

А сейчас мы предлагаем ещё один вид работы с несплошными текстами.

-- Итак, каждый ряд работает с предложенным словом: 1ряд возьмет слово учитель, 2—ученик, а 3—экзамен, объединившись в группы, вы придумайте по одному глаголу, исключив повторы слов, характеризующие предложенное вам слово.  

-- Потом придумайте с вашим словом предложение.

-- А теперь объедините свои предложения с соседом. У вас должен получиться мини-текст.

-- А теперь объединитесь в четверки и составьте текст вчетвером.

-- Затем каждая четверка объединяется с другой и составляет общий текст.

-- Давайте прочитаем получившиеся тексты.

  Итак, мы увидели, как из несплошного текста общими усилиями можно выстроить один сплошной.

     Работа с несплошными текстами помогает формировать коммуникативную личность, развивает у учащихся такие умения, которые в дальнейшем используются в жизни. Поэтому можно утверждать, что работа с несплошными текстами на уроках русского языка реализует коммуникативно-деятельностный подход: текст является коммуникативной единицей, способной организовать дальнейшую деятельность индивида.

   Способности к ней формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Понятно, что наша работа—это совместная деятельность учителей и учеников, направленная на достижение общей цели—сдачи ГИА.

    Наша с вами встреча подходит к концу. А в конце любого урока, проведенного в соответствии с требованиям ФГОС, учитель должен обязательно  сделать….. рефлексию . Вот и мы с вами её проведем. А использовать опять же будем несплошной текст.  Каждый из вас напишет синквейн

Наш мастер-класс

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

1 крылатое выражение

 Прочитайте получившиеся синквейны.

  Надеемся, что наша встреча вам понравилась. Благодарим за внимание.

https://docviewer.yandex.ru/view/1130000027007365/?*=CEs%2ByaUsKrGUF8roI6swmK4D32l7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay%2FQl9Cw0LPRgNGD0LfQutC4L9Cc0LDRgdGC0LXRgC3QutC70LDRgdGBLiDQoNCw0LHQvtGC0LAg0YEg0L3QtdGB0L%2FQu9C%2B0YjQvdGL0LzQuCDRgtC10LrRgdGC0LDQvNC4Li5wcHR4IiwidGl0bGUiOiLQnNCw0YHRgtC10YAt0LrQu9Cw0YHRgS4g0KDQsNCx0L7RgtCwINGBINC90LXRgdC%2F0LvQvtGI0L3Ri9C80Lgg0YLQtdC60YHRgtCw0LzQuC4ucHB0eCIsIm5vaWZyYW1lIjpmYWxzZSwidWlkIjoiMTEzMDAwMDAyNzAwNzM2NSIsInRzIjoxNjAyNjQ2MDQ3MjkwLCJ5dSI6IjE1MTcxNjExNjAwNTAyMjQ0In0%3D